?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как только речь заходит о неграмотности (не столько об орфографических ошибках, сколько об отсутствии представления о физике, биологии, химии и так далее), тут же кто-нибудь обязательно упомянет реформы образования.

А ведь это признак как раз того самого, "дореформенного" прекрасного советского образования. То есть, того, что школа не учит:

1. Оценивать достоверность источника. Написано - значит, верно. А кем написано, когда и по какому поводу - вторая история. "В Википедии написано, что это так - значит, так и есть", "Вчера по телику сказали - значит, правда".

2. Следующее из первого. Что делать, если есть два противоречащих друг другу источника. Или хотя бы, что делать, если источников несколько и они не копируют друг друга. Вот что делать в школе, нашей старой советской школе, если на физике говорят одно, а на химии - другое? Правильно, зазубривать оба варианта - и не забыть, кому что отвечать. Или, если не удалось - смешать в кашу. Поэтому на выходе и получаем святую верю в "Не содержащую химических соединений, ГМО и холестерина поваренную соль".

3. Составлять общую картину. У нас в школе было что-то типа "раздельного питания". Сначала - история России, потом - мировая. Сначала география физическая, потом экономическая. Сначала ботаника, потом зоология. И связать первое со вторым никто не пытался. Что происходило в России во времена Елизаветы Второй? Не связан ли контур страны с расположением полезных ископаемых (или хотя бы гор и пустынь)? Как связаны ареалы обитания вот этой зверушки и вот этой травки? Все эти вопросы никогда не задавались. На выходе - "Почитала истории, как дети умирают в домашних родах - решила рожать дома".

4. Предполагать результат. Помню, как директор физматшколы был шокирован, когда понял, что в свеженабранном классе дети берутся решать задачу, даже не прикинув примерно, какой результат вероятен на выходе. "Дан треугольник со сторонами 1, 2 и 8 см, определить косинус угла" - и вперед, побежали. На выходе - покупает человек сникерс за 20 рублей, сигареты за 30 и яблоки за 50, платит 193 рубля - и идет как ни в чем не бывало.

5. Вообще применять свои знания на практике. "Что значит, на математике учили строить углы? У нас не математика, а труд. Провели линию вниз, от нее отсчитали три клеточки - и вторую. Вот и угол". Соответственно, фраза из газеты "Путин хороший человек и любит собачку" ценнее фразы "Средняя зарплата изменилась так-то, цена потребительской корзины сяк-то".

Не знаю, что изменили школьные реформы, особой разницы между тем, как учились мы и тем, как учатся дети сейчас не вижу. Та же оторванность от жизни, неумение пользоваться знаниями, бессистемность и бессмысленность.

П.С. Вспомнила, чему еще не учили и не учат в школе.

6. Понимать сказанное. "Какая разница, что значит "конгруэнтно". Тебе диктуют теорему - пиши. К завтрашнему дню выучить наизусть!". Теперь вот "какая разница, что такое ГМО или пектин - я их все равно боюся". Кстати, забавно, что больше всего, что надо "запомнить, а не понять" было на литературе - непонятные отношения между скучными и нелогичными взрослыми людьми, тяжелый язык классики, но к завтрему - прочесть главу шестую.
promo fridka may 2, 2014 16:20 2
Buy for 40 tokens
Если вы любите порошки и пирожки, но при этом не читаете журнал taffy729, то вы пропускаете очень много прекрасного!

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
murmele
Apr. 26th, 2012 05:41 pm (UTC)
...И вера в избранность. Раньше образование было лучшее в мире, сегодня худшее в мире, но непременно чтобы превосходная степень.
dariafierce
Apr. 26th, 2012 05:51 pm (UTC)
Спасибо, очень интересный пост.
opossum
Apr. 26th, 2012 06:03 pm (UTC)
Гм.
Согласен в общем по всем пунктам (кроме разве что противоречия - не замечал такого, но возможно, это факт моей биографии), а мы-то, так сказать, чем лучше?

(Да-да, вот этими руками ходил на Луну смотреть помогал делать ЕГЭ и до сих пор не покаялся).
bonbonne
Apr. 26th, 2012 06:28 pm (UTC)
Покайся, пока не поздно!
opossum
Apr. 26th, 2012 07:30 pm (UTC)
Озвучьте список предполагаемых кар, пожалуйста.

А то не мотивирует.
fridka
Apr. 26th, 2012 06:46 pm (UTC)
Мы - это кто? И чем лучше?
opossum
Apr. 26th, 2012 07:32 pm (UTC)
Получившие советское образование и, судя по твоему посту, право судить остальных за то и это. Да, я такой же.
fridka
Apr. 26th, 2012 07:37 pm (UTC)
Так пост - именно про то самое советское образование, которое мы с вами получили.
opossum
Apr. 26th, 2012 07:48 pm (UTC)
Это я понял; ты же, однако, дистанцируешься от тех, которые "на выходе получают" 193 рубля.
fridka
Apr. 26th, 2012 07:57 pm (UTC)
Я столько же получаю... примерно. Ну, плюс в школе меня не любили учителя за склонность к указанным выше вещам.
met0
Apr. 28th, 2012 10:19 am (UTC)
Советская школа отличалась тем, что при всех её недостатках она несла на себе печать здорового государственного насилия. Не умеешь - научим, не хочешь - заставим. Сейчас ситуация иная. В школах не учат. Учат репетиторы. Школы записывают себе плюсики. А все советские недостатки, да, на месте. Плюс новых добавили вагон.
strelf1
May. 11th, 2012 12:59 pm (UTC)
отличалась тем, что при всех её недостатках она несла на себе печать здорового государственного насилия. Не умеешь - научим, не хочешь - заставим.

Учитывая, что предложение сконструировано с противопоставлением, я верно понимаю, что это вами занесено в достоинства?
met0
May. 11th, 2012 01:37 pm (UTC)
На фоне того, что творится в школе сейчас, приходится считать это достоинством. Я, к примеру, таблицу умножения зазубрил под прямым и недвусмысленным учительским давлением. Каковое сейчас вынужден заменять своим собственным - родительским. К слову сказать, делегирование школе значительной доли необходимого для роста юного индивида насилия делало атмосферу в семье куда более здоровой. Если раньше тираном был учитель, то теперь - папа с мамой. Боюсь, плач на моей могиле не будет столь же искренним, каким он был на могилах моих предков.
fridka
May. 11th, 2012 01:41 pm (UTC)
А я вот в школе не могла запомнить эту дурацкую таблицу. И двойки, и крики училки меня не побудили запомнить непонятные цифры. А вот игра, которую придумала моя мама - помогла. Хотя игра была простая - с одной стороны карточки пример, с другой - ответ. Угадала ответ - получи карточку.
met0
May. 11th, 2012 01:48 pm (UTC)
Ну, согласитесь, Вы всё-таки относитесь к меньшинству. Школа - орудие не только образования, но еще и массовой типовой социализации. И насилие в ней было тоже типовое. В том же смысле, как существовала типовая двушка и типовая лаба.
lenkao
Apr. 26th, 2012 08:01 pm (UTC)
Какая-то странная школа вырисовывается. Нас так почти всему этому учили.
fridka
Apr. 26th, 2012 08:03 pm (UTC)
Обычная, средняя, московская.
lenkao
Apr. 26th, 2012 09:01 pm (UTC)
Есть у меня все-таки подозрение, что мне всю жизнь крайне везло с учителями...
rallex
Apr. 26th, 2012 08:56 pm (UTC)
Мне кажется, всей этой херне могли учить, могли не учить. Как и сейчас.
mtsyr
Apr. 26th, 2012 09:02 pm (UTC)
"жить нельзя научить. Можно лишь научить говорить попугая".

А советская ли система образования или антисоветская - есть старый одесский анекдот про перестановку кроватей в борделе. В идеале, учитель должен быть умнее своих учеников. Или быть достаточно умным, чтобы за счет больших знаний и педагогических навыков создавать у них такую иллюзию. По факту же среднестатистический учитель - хорошо если не бытовая дура.
dyor
Apr. 27th, 2012 05:12 am (UTC)
Мне повезло - тогда, когда нужны были умные и опытные учителя - они были умными и опытными. В результате я не зарабатываю миллионов, но что зарабатываю - получаю за то, что мне нравится.
fflyingdutchman
Apr. 27th, 2012 07:17 am (UTC)
Да.
Но есть ещё вопрос - попробуй научи думать, тем более теперешних школьников. Научиться зубрить куда проще :(
yozhyk
Apr. 27th, 2012 10:34 am (UTC)
А вот согласна, особенно - насчет бессистемности знаний.
У меня была подруга в Универе. Хорошая девочка, славная, но ей даже в Универе было невдомек, что в каждом следующем курсе мы используем некие знания/сведения из предыдущих!

А еще помню, как я учила сына обхединять знания. Первое, что попалось под руку - полбанки варенья. Стали рассматривать этот предмет с точки зрения математики, физики, химии, биологии и остальных предметов обучения. Сначала кричал "отстань!", а потом самому понравилось :)
icamel
Apr. 27th, 2012 03:08 pm (UTC)
Собственно, на самом деле проблема с реформой не в том, что она ломает то, что было -- не жалко. А то, что пока еще не получилось что-то вместо. А те, кто при каждой замеченной ошибке кричат "Фурсенко!", кстати, тоже не могут сложить 20, 30 и 50 и увидеть, что сделавший ошибку получил образование задолго до того, как Фурсенко стал министром.
alenic
Apr. 28th, 2012 02:27 am (UTC)
согласна. Единственное, что, мне кажется, рановато судить о результатах реформ.. ну сколько времени-то прошло..
ecotel
May. 1st, 2012 10:31 pm (UTC)
а мне вообще кажется, что отношение к фурсенко и минобру сегодня во многом специально нагнетается - ну, чтоб было кого ненавидеть)
ljournalist_bot
Apr. 28th, 2012 07:52 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
vati_1978
Apr. 28th, 2012 10:57 am (UTC)
Плюс много. Прекрасно написано!
k113
Apr. 28th, 2012 01:09 pm (UTC)
Так, в советской школе этому не учили, в российской не учат, а... в какой учат?
(Anonymous)
Apr. 28th, 2012 08:58 pm (UTC)
Может это все прозвучит банально, НО... Что вы хотите от учителей, которые получают копейки за очень тяжелый труд? А заставить толпу подростков слушать и попытаться понять школьный материал - труд тяжкий. И как мотивируют педагогов на добросовестный труд? Да, деньгами. Но не в плюс, а в минус. У тебя в классе кто-то получил двойку - минус 300 рублей из зарплаты, которая и так на грани прожиточного минимума. И к тому же когда видишь отношение государства к работе, которую делаешь, возможно изначально даже с усердием. Видишь отношение детей к учебе...все эти бесконечные видео о том, как ученики издеваются над преподавателями. О каком качестве образования может идти речь?
fridka
May. 2nd, 2012 04:45 am (UTC)
В 1984-м году, когда я пошла в первый класс, моя учительница, только что закончившая институт (мы были ее первым первым классом), получала больше, чем моя мама, работавшая с 1972-го года, причем не уборщицей, а инженером-электриком. На тот момент у нее за плечами был запуск Ассуанской плотины и компьютеризация издательства "Правда". Как-то немного несравнимые опыт и квалификация. И что-то в моем детстве не было тьмы гениальных педагогов (то есть, замечательные учителя были, но примерно в том же количестве, что и сейчас). Сколько им надо платить, чтоб был толк? Вот в рублях. И, кстати, если вот лично вам, уважаемый аноним, повысить зарплату, скажем, на 20, или даже на 100 процентов - насколько лучше вы будете работать? И если вы считаете возможным работать хуже, потому что вас не устраивает зарплата - не халтурщик ли вы?
sidorow
Apr. 28th, 2012 10:30 pm (UTC)
>Дан треугольник со сторонами 1, 2 и 8 см, определить косинус угла

Ну косинусы углов округлённо -15, 25 и 26, проблем-то.

Edited at 2012-04-28 11:10 pm (UTC)
yurich_
Apr. 28th, 2012 11:39 pm (UTC)
За косинусы больше единицы глубочайший Вам респект.
sidorow
Apr. 29th, 2012 12:49 pm (UTC)
(хлопая глазками) А один вовсе даже меньше - так за него фупазор, что ли?
yurich_
Apr. 29th, 2012 01:03 pm (UTC)
Он тоже больше. По модулю-то.
sidorow
Apr. 29th, 2012 01:25 pm (UTC)
А это ещё куда?
strelf1
May. 11th, 2012 01:12 pm (UTC)
Не куда, а почём! Тебя спрашивают - что в чёрном ящике, ты же не можешь ответить: потому что гладиолус!
strelf1
May. 11th, 2012 01:41 pm (UTC)
Вы ещё скажите, что на ноль делить нельзя.
yurich_
May. 11th, 2012 01:49 pm (UTC)
Отчего же? Я на калькуляторе много раз делил. Получал Егг.
strelf1
May. 11th, 2012 01:50 pm (UTC)
Егэгэ?
yurich_
May. 11th, 2012 01:51 pm (UTC)
Ваш юмор слишком хорош для меня. Спасибо Вам за старания.
strelf1
May. 11th, 2012 01:55 pm (UTC)
А мне понравилось, что опять к Егэ пришли.

Вообще я к тому же, к чему и Сидоров: решить-то вышеприведённую задачу всё равно можно, хотя она и абстрактная. Если бы все руководствовались эмпирическими соображениями и практическим смыслом, не было бы неевклидовой геометрии и разных эйнштейновских финтифлюшек.
strelf1
May. 11th, 2012 01:40 pm (UTC)
Сумничал, да? А вот пара тебе!
-15 да, это для угла против стороны 8. Остальное брехня, по теореме синусов проверь, не сходится.

У меня получилось -14.75, 3.8, 2.1.

Вот то, о чём Фридка говорила! "Дети берутся решать задачу, даже не прикинув примерно, какой результат вероятен на выходе".

Как могут получиться два косинуса почти равными (25 и 26) для углов, соответствующих сторонам, одна из которых вдвое больше другой? Синусы должны быть пропорциональны сторонам, косинусы при данных значениях, соответственно, тоже (1 пренебрежимо мало по сравнению со значениями - следовательно, квадрат мнимого синуса примерно равен квадрату действительного косинуса).

Гыгыгы. :р

Edited at 2012-05-11 01:46 pm (UTC)
yurich_
Apr. 28th, 2012 11:38 pm (UTC)
Я уверен, Вас утешит, если я скажу, что это все встречается и там, где Фурсенка точно не виноват.
Работаю с французами, они точно такие же.
fridka
May. 2nd, 2012 04:48 am (UTC)
Вы сейчас о чем?
yurich_
May. 11th, 2012 01:51 pm (UTC)
О неспособности применять в жизни полученные в школе знания.

( 46 comments — Leave a comment )

Profile

пудель
fridka
Счастливая женщина

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com