?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несомненно, сказка в историческом плане – прежде всего, учебник жизни. Как общаться с незнакомыми людьми (животными, предметами, сущностями), как вести себя в непонятной ситуации и так далее.
Но сейчас эта функция потеряла былую актуальность – можно как-то без иносказаний объяснить человеку (особенно, если сказка рассчитана на взрослых), мол, воровать – нехорошо, мойте руки перед едой, не стой под стрелой…
Да, сейчас главное в сказке – развлекательная составляющая. Ну, если мы не берем странных зверьков типа сказок о неправильных глаголах и теореме Пифагора (видела обе). Так что сказка должна вызывать эмоции. Какие? Да любые, честное слово. Все хороши, кроме скуки.
[про эмоции]Итак, какие есть средства для того, чтобы читатель что-то почувствовал.
Окружение
Описание пейзажей, интерьеров и так далее. Ну, мы помним с детства: «В черном-черном лесу, на черной-черной поляне…». Уже дух захватывает. И сразу совет: ни в коем случае не вставляйте в описание этих самых пейзажей и интерьеров прилагательные, обозначающие эмоцию. То есть, лес может быть «темный», «мрачный», «суровый», но никак не «страшный». Полянка может быть «залита солнцем», «изумрудная и искрящаяся от росы», «поросшая пестрыми цветами», но если она «веселая» - это грустно. Вообще, нет ничего более унылого, чем слово «веселый».
А можно вообще обойтись без оценок: «Вокруг дороги росли старые сосны, покрытые серыми седыми лишайниками. Темнота сгущалась за ними, слышались непонятные скрипы, шаги и свист ветра. Птицы молчали». Или «Солнышко заливало поляну, на которой уже распустились клевер, ромашки и лютики. От каждого шага тысячи маленьких росинок скатывались с листьев, устремляясь в гущу зеленой травы. Кузнечики пели свою песню, птицы – свою».
Персонажи
Опять же, не надо «уродливый», «страшный», «милый», «смешной». Просто опишите – читатель выдаст эмоцию сам. Не скупитесь на детали: каждую мерзкую бородавку или каждый блик трогательных глазок надо описать. И не забудьте о реакции главного героя. Вот он может уже испугаться или умилиться непосредственно.
Действия
Вот это – главное, в общем-то. На героя несется стая волков – нам страшно, герой делает глупость (или проводит дурака) – нам смешно.
Теперь – о самих эмоциях.
В сказках они должны быть довольно просты. «Смешанные чувства» - не сказочная история. Вот тут важно понять, что это не про то, что «плохой герой не способен на хорошие поступки». Способен. И даже очень часто. Но тогда – меняется эмоция, которую он у нас вызывает. То есть, не «Какой многогранный персонаж! В нем сочетаются добрые и злые черты, как в каждом из нас!», а «Он гад. Но главный герой использовал его с выгодой для себя». Или «Он выглядел гадом. Но это его заставили, а так он – хороший».
Так вот, какие есть простые и понятные эмоции?
Первая – страх. Он самый яркий, самый запоминающийся. «Бей-беги» и все такое. Заметьте, большАя часть развлечений построена именно на страхе. Потому что вызвать страх – проще всего. Он всегда с нами – иначе бы мы не выжили. Грубо говоря, мы постоянно осматриваемся, пытаясь в каждом предмете разглядеть то, чего боимся. Но так как шкафы, деревья и собачки мало похожи на бормашину, инфляцию и старение – мы спокойны. Но стоит нам показать что-то страшное… В общем, работает.

Вторая – чувство собственного превосходства. «Этот дурак не знает, как правильно, а я – знаю». Тоже легко вызываемое чувство. На нем построена большАя часть клоунады, плюс конкурсы типа «съешь сосиску быстрее всех», где на сцене люди испытывают это чувство от победы, а в зале – от того, что не едят сосиски на время. Опять же, происхождение очевидно. Статус в стае, все такое. Он хуже, значит, я лучше.
Третья – радость. Эта эмоция неразрывно связана со страхом. «Фух, обошлось». Они не померли, а поженились – и жили долго и счастливо. Радость – эмоция конца. То есть, если вы еще не сочувствуете главному герою, еще не переживаете за него, как за себя – вы не сможете и обрадоваться его победе.
Четвертая – злость. Это как страх, только есть уверенность, что вы (ну, то есть, герой) сильнее. Это когда злодей, которому уже первый раз дали по рогам, лезет к герою второй раз. Или когда гадость герою делает кто-то ниже рангом: подленький гаденький, но мелкотравчатый.
Пятая – грусть. Вот тут уже масло откладываем, достаем акварель. Грусть – это когда плохо, но ты маленький и слабый – и бороться не можешь. В сказке, как правило, заканчивается с прилетом десанта добрых фей. Ну или с пониманием, что ни фига ты не маленький – тогда грусть превращается в злость, а гадкий обидчик – в побеждаемого врага. Так ему и надо.
Ну это так, вкратце и крупными мазками.

Задание – ну, понятно, какое. Сказка про эмоцию. Любую. Какая больше (меньше) нравится.

Следующий выпуск будет последним. Поэтому я хочу сделать его в виде ответов на вопросы. Я, скорее всего, что-то забыла, пропустила или нечетко изложила. Так что задавайте вопросы. Любые. Странные, глупые, мелкие, или наоборот – стандартные, каверзные, глобальные. Отвечу на любые.
promo fridka may 2, 2014 16:20 2
Buy for 40 tokens
Если вы любите порошки и пирожки, но при этом не читаете журнал taffy729, то вы пропускаете очень много прекрасного!

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
grey_horse
Jun. 27th, 2016 05:45 pm (UTC)
Я, наверно, продолжил бы тему кафкианского страха. У него просителя так и не допускают к Закону. А у меня ищущий справедливости прошел бы. Уболтал бы стражника, или подкупил, или одолел в бою. И вот он входит в величественный зал и видит Весы. Весы, на которые надо положить историю своей жизни, и узнаешь точно, в чем был прав, и в чем виноват.
Окончательная правота и неправота, "глазами Бога" - это очень страшно, хотя и очень интересно.
fridka
Jun. 28th, 2016 08:48 pm (UTC)
А чего уж тут бояться? Назад ничего не вернешь... Вот если совсем страшно сделать? Вот десять твоих поступков: пять самых лучших (самых полезных, самых уместных, принесших самые лучшие последствия) и пять самых худших (вредных, неуместных, страшных). Задача - отличить одно от другого - и те, которые сочтешь плохими - "переделать". Причем фиг поймешь. То ли ты ударил человека, а надо было приласкать, то ли ты нейтрализовал бандита - и молодец...
m0z9
Jul. 1st, 2016 07:54 pm (UTC)
При этом Бог стоит рядом и давит пальцем на одну из чаш, глядя на тебя глазами советской продавщицы.
beleleka
Jun. 27th, 2016 08:28 pm (UTC)
Эх жаль, что я опоздала. Что очень долго не заходила в жж, а тут такой замечательный сказочный марафон:) Вообще, сожаление - не моя любимая эмоция, да и кому она понравится. Однако через это проходят все. Это такая, выходит, хорошо протоптанная дорожка. Даже скорее дорога. Вымощенная булыжником. Или, может, асфальт? Но я не люблю асфальт, он слишком ровный. Для машин - само то, а вот сожалеющие о чём-то люди идут себе, плетутся, шатаются на ветру, спотыкаются. Не ровная это дорога. Но и не однородная. Вот здесь - лужа, а там - ещё ничего, можно нормально пройти, даже не глядя под ноги. Кому-то везёт с выбором пути, хотя, что значит везение? Многое всё-таки от человека зависит. Как будто дорога одна, а для каждого своя. Над кем-то светит палящее солнце, такому человеку жарко и жалко себя, и жара давит на него со всех сторон, особенно сверху. Голову припекает, и все мысли только об одном: "Ну почему я такой дурак и не понял этого сразу? Надо же так было сделать!" Над кем-то нависает густая серая туча, то и дело проливающая слёзы. Я иду по более-менее ровному участку этой дороги сожаления. Мне жаль, что я пропустила марафон, но я решила написать хоть что-то. И прочитать все предыдущие посты по этой теме. Интересно, правда. Писать люблю, но заставить себя и поверить в себя бывает сложно. И снова сожаление. Я ведь могу больше, чем делаю. Надо брать себя в руки, прикладывать усилия, стараться вылезти из ямы и идти дальше. Ведь как и любая другая дорога, дорога сожаления куда-то ведёт. Кто-то выйдет на широкий проспект и вернётся в привычное русло жизни. Или откроет для себя новый маршрут. А кто-то упадёт в очередную яму...
Не сказка, а скорее, какое-то эссе получилось :D
fridka
Jun. 28th, 2016 08:45 pm (UTC)
Эссе, но очень интересное и полезное. Кстати, из него можно сделать сказку. Вот если продолжить метафору - и действительно вывести героя на Дорогу Сожалений. Он попадает в ситуации, на которые вовремя не реагирует - и потом сожалеет, что не сделал - не помог - не повернул. А потом понимает, что сожалел зря - или перестает сожалеть и начинает действовать.

Кстати, очень люблю такого рода эссе. Полезно бывает поговорить с собой в письменном виде - понимаешь вещи, в которых просто так себе не признаешься.
beleleka
Jul. 3rd, 2016 06:43 am (UTC)
Спасибо:) попробую сделать из него сказку:) Да, мне тоже такое нравится. И вообще, когда пишешь, в голове всё по полочкам раскладывается.
kachur_donald
Jun. 28th, 2016 06:52 am (UTC)
держаться. держаться. сколько бы этот малахольный старикашка ни тянул, ему со мной не справиться. у-у, так нечестно, ему бабка помогает. тощая, а жилистая. да они и вдвоём ничего со мной поделать не смогут. держаться, держаться. подумаешь, девчонка с ними вместе тянет. локти да коленки, никакой мышечной массы. хотя трое на одного... неспортивно. но держаться нужно. пусть они хоть всех собак на меня повесят. а от этой их Жучки декоративной и подавно толку не будет. так. держаться. на кошку драную вообще наплевать, она больше вид делает, чем тянет. и позвать-то им больше некого. держаться. держаться... АААААААААААА! МЫШЬ!!!

Edited at 2016-06-28 06:53 am (UTC)
fridka
Jun. 28th, 2016 10:58 am (UTC)
Бедная репка. Осознала всю трагедию ее жизни. Очень живой и целостный персонаж получился. И сказка классная.

Кстати, спасибо за идею, надо будет завтра про Репку написать... Что-то объявила окончание курса - а он все никак не кончается.
kachur_donald
Jun. 28th, 2016 11:08 am (UTC)
спасибо, Фридка, напиши же, ждём-с.

так ведь курс-то неисчерпаемый. можно потом возобновить по специализациям, например.
annalanskaya
Jun. 30th, 2016 11:50 am (UTC)
Стена. Кирпич в восемь рядов. Я знаю в нем каждую щербинку, каждую каплю раствора. Я смотрел на эти кирпичи 33 года. Я знаю, под каким углом падает на них зимний свет морозного утра. Знаю, какие длинные тени оставляет на стене оранжевый июльский закат. Шесть, семь, восемь. Не происходит ничего. Даже жужжание мух не долетает. Только свет от окна. Только привычные, давно изученные тени. Только тишина. Только пустота. Вакуум ожидания.
m0z9
Jul. 1st, 2016 07:52 pm (UTC)
Эмоция невыносимо острой жалости.

Не было у Лэя детей. Вырезал Лэй ребёнка из бумаги. Ребёнок вышел на улицу, увидел горящее пламя, протянул к нему руку и сгорел. Тогда вырезал Лэй ещё одного ребёнка из бумаги, предупредив его, чтобы не подходил к огню. Вышел ребёнок на улицу, увидел волнующуюся воду, ступил на неё, размок и порвался. Тогда вырезал Лэй ещё одного ребёнка из бумаги, предупредив, чтобы не подходил к огню и не трогал воду. Вышел ребёнок на улицу, увидел ворону - поразило его, что нечто движется и живёт. Подошёл он к вороне, а та схватила его и унесла неведомо куда. Тогда вырезал Лэй ещё одного ребёнка из бумаги, но выпускать не рискнул. Стал ребёнок лежать в углу и плесень съела его. Тогда Лэй подумал, взял деревяшку и создал такого же ребёнка, как три прежних, но с выпуклостями и впадинами. Огонь мог сжечь его, но не так легко. Вода могла размочить его, но долго пришлось бы ей трудиться. Ворона же просто улетала от него, боясь схожести с человеком. Но пока Лэй проверял всё это - остался на ребёнке ожог от огня, размокшие от воды ноги и след от клюва перепуганной птицы. Поэтому он сбежал от Лэя. Больше Лэй детей не делал.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

пудель
fridka
Счастливая женщина

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com