?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы поговорим о чудесах. Ну, должны же в сказке случаться чудеса. Иначе некоторые читатели даже не заметят, что имеют дело со сказкой.
Казалось бы, все просто – в сказках все бывает, так что твори себе любые чудеса и не заморачивайся. Однако, не все так просто.
Сочиняя сказку даже на пару предложений, вы творите мир. Не больше – не меньше. А в любом мире что угодно происходит только по определенным законам. Законы могут показаться нам странными, нелогичными, глупыми – но они должны быть обязательно. В конце концов, ферромагнитизм – тоже очень нелогичная и странная вещь (почему железо магнитится, а олово – нет?) – но ведь создал же его Великий Сказочник.

Итого, если вам нужно чудо – подумайте, по каким правилам происходят чудеса в этом мире. От этих правил зависит многое. Например, реакция персонажей на чудо. Или то, как этот мир выглядит. Или… В общем, очень много что. Возможно, большая часть того, что вы про чудо придумаете, в сказке упоминаться не будет, но вам это надо знать и понимать.
Во-первых, надо разобраться, откуда идет чудо. Инициатором чуда может быть человек, место, предмет, ритуал или комбинация разных компонентов в разных пропорциях.

Если инициатором чуда является человек, то почему?
Либо все люди вашего мира с рождения (или с какого-то возраста) умеют творить чудеса. Тогда чудеса – вещь обыденная. Никто не будет изобретать колесо, если проще довести что-то (и самого себя) по воздуху. Никто не будет варить обед, если его проще наколдовать. Плюс чудеса не вызывают какого-либо ажиотажа – ну да, кто-то сотворил дворец – ну и молодец, пусть живет, или ну и дурак – место выбрал неудобное, или надо будет себе такой же сотворить.
Либо творить чудеса доступно всем, но после обучения. Опять же, насколько это трудное и востребованное ремесло? Может, мама учит ребенка самым простым элементам колдовства параллельно с обучением пользованию горшком, потом, к школе, дети выучивают (кто от родителей, кто по книжкам, кто – на улице от сомнительных приятелей) что-то потруднее, и так далее… А может – в мире всего двадцать человек, готовых обучать колдовству, каждый из которых берет только по одному ученику, учит его лет сорок-пятьдесят, а потом уходит на покой? Тогда к колдунам – особое отношение. Может, их боятся, может – почитают. Может, вообще мало кто знает об их существовании.
Возможно, колдовство – врожденное, но не у всех. Тогда оно или спонтанно проявляется (а как реагируют родители? Радуются? Пугаются?), или – есть какие-то приметы, по которым можно выявить волшебника.

Если речь идет о месте, то тут тоже много вариантов.
Во-первых, сколько всего таких мест в вашем мире? Если оно одно и уникальное – это одна история, а если такое место в каждой деревне у колодца – совсем другая.
Во-вторых, насколько известны его свойства? Согласитесь, одно дело, когда все знают, что надо пойти туда-то, чтоб случилось то-то, а другое – когда вдруг внезапно случается, а люди даже не понимают, с чего оно вдруг. Или, скажем, о свойстве места знает только несколько мудрецов – и тайно пользуются им в своих целях… А тут еще кто-то узнал. Может, опять же, такие места есть в каком-то количестве, и известны приметы таких мест – тут вопрос, кому они известны, кому могут быть известны и так далее.
В-третьих, почему это место такое? То есть, оно всегда было таким, или что-то случилось – и оно таким стало. От этого зависит, допустим, воспроизводимость этого места. Вот если волшебным становится полянка, на которой два человека в синих резиновых сапогах съедят бутерброд с колбасой – это же сколько волшебства можно в мир принести! Ну, если в нем есть резиновые сапоги и колбаса.
В-четвертых, как попасть в это место. Может, оно вообще само выбирает, кому показаться (Тайная Комната, Магазин Странных Вещей и так далее), может – находится в таких чащебах, что представить страшно (и тогда никто не пойдет туда, чтобы наколдовать себе новые ботинки – только за самым сокровенным).
Ну и важно, любой ли человек может этим местом пользоваться. Или, скажем, только конкретное место – для конкретного человека? Ну, как могилка коровы для Крошечки-Хаврошечки. Вообще, магия мест как-то часто связана с кладбищами, могилами, всем таким. Ну, вы понимаете, страх смерти, переход в иные миры…

Насчет предметов.
Тут, в принципе, все то же самое. Сколько таких предметов в мире, для всех ли они работают одинаково, можно ли такой предмет создать (и при каких условиях), можно ли, наоборот, уничтожить. Придумайте историю предмета – откуда он взялся, почему был создан именно таким и так далее.

Ритуал.
Сварить зелье, прочесть заклинание, попрыгать три раза на левой ноге.
Опять же – любой ли человек (зная правильную последовательность действий) может добиться результата? Насколько доступны части ритуала (если в зелье надо кинуть крыло мадагаскарской летучей мыши-девственницы, заклинание состоит из комбинации шипящих согласных, а в процессе ритуала укусить себя за локоть – тут не важно, маг ты или нет, все равно – просто не будет)? Как относятся к такого рода ритуалам окружающие – сразу с вилами и факелами бегут, или просто плечами пожимают.
Еще интересно, насколько такие ритуалы поддаются логике. Скажем, зная свойства большого количества лекарственных растений, можно составлять сборы от разных заболеваний, зная вкусы разных специй – придумывать новые наборы для разных блюд… А поддаются ли похожей логике волшебные зелья и заклинания? То есть, может ли кто-то составить зелье или заклинание по аналогии с известными, или для каждого случая надо запоминать состав-стишок-порядок движений?
И насколько все эти штуки универсальны? Есть вариант, когда, сказав определенные слова, ты можешь исполнить ЛЮБОЕ желание, есть – когда, допустим, не любое, но всякое, относящееся к перемещению в пространстве (или к любви, или к деньгам). А бывают – узкоспециальные, под одно конкретное желание.

Существа нечеловеческого происхождения
Боги, волшебные существа, животные.
Насколько их умения в магии универсальны? Почему они выполняют ту или иную просьбу того или иного человека? На каких условиях работают? Как часто встречаются в природе, как часто контактируют с людьми? Всем ли известно, как с ними обращаться?

Теперь то, о чем надо подумать в любом случае.
Ограничения.
Ибо неограниченная магия превращает любую сказку в «Жил-был всемогущий волшебник. Долго и счастливо. Конец». То есть, всемогущество любого существа, предмета, места или вещества надо как-то обуздать.
Количество желаний
Можно все, что угодно – но только ограниченное число раз. Одно, но самое сокровенное желание, три желания, семь желаний… Как вариант – «пока сам не скажешь, что довольно». Кстати, не забудьте, что будет, когда желания кончатся. Может, рыбка уплывет, а может – черт утащит душу в ад.
Направленность желаний
Можно все, что угодно – но только из одной области. Допустим, можно только меняться в размерах. Хоть уменьшиться до размера элементарной частицы, хоть вырасти больше Вселенной, но больше – увы, ничего. Или путешествуй, куда хочешь – а дальше сам.
Труднодостижимость
Чтобы желание исполнилось, надо износить семь пар железных сапог, сыграть «Лунную сонату» на барабане и прочесть главу «Исход» в обратном порядке, ни разу не сбившись.
Дополнительные условия
Могут быть любыми. Допустим, можешь все, что угодно – но только не себе. Или за каждое желание станешь на год старше. Сначала-то незаметно, а потом как во вкус войдешь – начнут часики тикать. Или, скажем, как сформулируешь желание – то и получишь. Сказал «хочу всю жизнь хорошую погоду» - и умер через час, когда тучка набежала.
Моральные и этические ограничения
Депрессивный волшебник, который может все, но ничего ему нафиг не сдалось. Полиция магии. Опасность быть сожженным на костре.
Обоюдоострая магия
У тебя есть артефакт, выполняющий все твои желания. Но если он попадет в чужие руки – желания будут выполняться у нового владельца. И, понятно, в какой-то момент артефактом завладеет-таки враг героя. Сбывается все, что скажешь – но отменить нельзя. В конце концов, что получишь ты – твой недруг получит вдвое.
Спонтанная магия
Происходит вообще без чьей-нибудь воли. Допустим, при съедании груши с волшебного дерева. Или при случайном размахивании волшебной палочкой (не зная, что она волшебная и не подозревая, как именно надо махать). Тут происходит не просто все, а все, что угодно.

О чем многие забывают.
Реакция на чудо.
Приходилось мне читать сказки, где персонаж, приобретя какой-то волшебный дар, даже не удивляется – а бежит его использовать направо и налево. Хотела бы я посмотреть на автора, у которого хотя бы карандаш по столу проползет. Или в чашке с чаем окажется кофе.
Желание понять, откуда взялось
Это обязательно. Ну просто, в человеческой природе. Чтобы понять, а нет ли в том месте еще чего хорошего. Или, наоборот, не выставят ли потом счет за все созданное. Ну должен персонаж поинтересоваться, за что ему это все. Ну, если, конечно, не с рождения и не за долгие труды.
Неизменность чуда
Если не было каких-то внешних вмешательств, законы чуда не меняются. То есть, если горшочек варил кашу, то он варит кашу, но суп – не может. Возможно, есть заклинания, или другой способ сменить его меню, но пока они не даны в явной форме – извините, ешьте вашу кашу.
Важность чуда
Чудо – не самоцель, а инструмент достижения какой-либо цели. Чего-то персонаж хочет (или чего-то иные силы хотят от персонажа) – и чудо происходит. Логично следует из действий и продолжается логичными же действиями.
Необходимость чуда
Не надо плодить сущности. Если до дома два шага – лучше дойти, а не вызывать волшебный смерч, орлов, телепортировать и так далее. Для добывания огня (если нужен обычный огонь, а не, допустим, подводный) лучше использовать огниво или зажигалку, но не дракона или стихию огня.

Ну и задание, разумеется, будет такое: Чудо. Обыкновенное или не очень.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
grey_horse
Jun. 20th, 2016 09:18 am (UTC)
Завывания Макса я услышал еще с дальнего конца коридора:

Почти что вызван демон лу-у-унный,
Но командир уж на метле!
Не обещайте магам ю-ю-ю-ю-ю-ным,
Вершин всевластья на земле!

Не представляю, где он откопал эту древнюю песню, но сумел заразить ей пол-общаги. Впрочем, с неповторимым максовским растягиванием гласных в ключевых местах никто другой все равно исполнить ее не мог.
- Не волнуйся, что-что, а всевластие тебе не грозит, - заметил я, входя.
- Ха-ха, Ларри, ты опять за свое, - Макс отбросил гитару, и, кажется, возмечтал взять реванш в старом споре, - я разобрался в этом твоем трюке. Ты говоришь, что никакой маг никогда не достигнет всемогущества, потому что оно невозможно логически.
- Верно.
- И задаешь вопрос "смог бы всемогущий, если бы он существовал, материализовать предмет, который сам бы потом не мог уничтожить?"
- Да.
- Так вот тебе ответ: всемогущество означает способность делать то, что не содержит противоречия в самом определении! Да, маг не в силах создать этот предмет - по той же причине, по которой он не способен создать вещь одновременно белую и черную. Но это не ограничивает его всемогущества, ведь он способен на все, что можно помыслить без противоречий!
- Поздравляю, ты умнеешь на глазах.
- А то!
- Не расслабляйся. Как по-твоему, может ли всемогущий наделить равным всемогуществом кого-то другого?
- Ну... - Макс чуял подвох, но не мог сообразить, в чем он, - ...наверное, да.
- А если потом эти двое всемогущих пожелают взаимоисключающих вещей?
- Тысяча демонов!!! Ты опять все запутал! Но я подумаю неделю-другую, и разберусь.
- Жаль, это будет уже без меня, - я собрал вещи в сумку и окидывал нашу комнатку взглядом, соображая, не забыл ли чего.
- Почему? - кажется, несмотря на все наши споры, он искренне расстроился.
- Я покидаю Университет.
- Да я уже понял. А отчего покидаешь?
- Мне не нравится магия.
- Смени направление. У меня есть знакомые и среди огневиков, и среди зельеваров...
- Ты не понял. Мне не нравится магия. Вся вообще, а не какое-то конкретное направление.
Мои слова поразили его настолько, что молчание воцарилось на добрых пять секунд. Жаль, вы не знаете Макса и не сможете оценить, насколько странно, что он - он! - пять секунд не мог найти ответа.
Тем временем я окончательно решил, что ничто не забыто, подхватил свое скромное имущество и направился к двери.
- Куда ты едешь, Ларри? - тихо спросил Макс.
- Боюсь, название города ничего тебе не скажет. По нынешним меркам это невообразимое захолустье.
- Хорошо, почему именно туда?
- Там есть замечательная наклонная башня. Предупреждая очередной вопрос - она сгодится, чтобы проверить кое-какие мои догадки о свойствах падающих тел.
Он не стал любопытствовать дальше. Я открыл дверь и вышел, прерывая затянувшееся прощание.
- Маг, добровольно отказавшийся от магии - это какое-то чудо, - бросил Макс мне в спину.
fridka
Jun. 23rd, 2016 06:30 am (UTC)
Это не чудо, это гадство! Министерство магии на него рассчитывало, а он...
kachur_donald
Jun. 20th, 2016 12:03 pm (UTC)
как-то раз одного Качура постигла неудача, и с тех пор дела его пошли вразнос - за что бы он ни брался, всё валилось из рук, ничего ни из чего не получалось, и стал тот Качур ничему не рад, постепенно погружаясь в пучины депрессии. он тогда принялся спрашивать у знающих людей в жж, у психологов, у социологов, у физиков, у математиков, у добрых волшебников и даже у злых колдунов, что ему, Качуру, делать и как выкарабкаться из полосы неудач. и все в один голос твердили, что помочь Качуру может только чудо.
и вот однажды плёлся Качур по улице, весь печальный и понурый, как вдруг прямо перед носками его башмаков с высоты примерно шестого-седьмого этажа плюхнулся пакет с какими-то вещами.
"это ж чудо, что не по башке!" - возопил Качур и поскакал дальше по улице вприпрыжку, весь весёлый и радостный.
fridka
Jun. 23rd, 2016 03:52 pm (UTC)
Какое-то это недоброе чудо. Мой вариант:

Жил-был Качур, который грустил, что у него совершенно нечудесная жизнь. У других сплошные чудеса: кто-то чудом не вылетел с работы, кто-то чудом в последний день перед свадьбой узнала, что выходит замуж за негодяя, на кого-то чудом не упал кирпич, кто-то в последнюю секунду сдал билет на упавший самолет... А вот с Качуром ну ничегошеньки такого удивительного не происходит.
Его Ангел-хранитель слышал жалобы, но ничего не мог с собой поделать: он был торопыга, поэтому если начальство Качура просыпалось в настроении "всех уволю" - он посылал этому начальству встречу с очаровательной незнакомкой - и начальство приходило на работу почти счастливое; а если какой-то брачный аферист решал положить глаз на Качура - он (аферист, а не Качур) почему-то внезапно падал на скользком полу и ломал себе копчик; и кирпичи Ангел закреплял в стенках попрочнее задолго до того, как Качур проходил под ними; а если вдруг на Качура внезапно падала куча работы, или, скажем, заливали соседи - и надо было сидеть-ждать сантехника - тут уж к гадалке не ходи, ели бы не это - пошел бы Качур покупать билеты на тот самый самолет.
Вот так и жил Качур без чудес, зато с торопыгой-Ангелом.

fridka
Jun. 23rd, 2016 03:58 pm (UTC)
Ах, да! И как-то Ангел все-таки решил сделать Качуру приятное. Но безопасное, потому что он очень Качура любил.
Он сделал так, что какая-то женщина вдруг собрала все свои самые мягкие одежки, отпорола от них пуговицы, пряжки и все другие твердые части - и аккуратно опустила его из окна невысокого третьего этажа прямо под ноги Качура.

- Ну теперь-то, теперь-то ты заметишь, как я тебя люблю? - шептал Ангел, еще раз проверяя, чтобы в мешке не было ничего твердого, грязного или шумного.
kachur_donald
Jun. 23rd, 2016 07:23 pm (UTC)
хм, хм. есть в этой сказке какая-то сермяжная правда.
annalanskaya
Jun. 20th, 2016 01:55 pm (UTC)
светлячок
Моя сестра Юлия была волшебницей.

Наша семья была далека от обычных предрассудков. Родители были людьми прогрессивных взглядов и узнав, что у Юльки проявился Дар, не стали делать из этого ни трагедию, ни постыдную семейную тайну, сразу сказав, что будут готовы поддержать свою дочь в любом выборе, примет она его или откажется (тогда еще была популярной теория, что избранные могут отказаться от него с помощью тщательно подобранной аскезы).

С тех пор все наше сестринское общение проходило под знаком "но ей же трудно" - и Юле, действительно, было нелегко - да и многим ли в ее возрасте бывает просто. Я знала, что проще - мне. Проще сдавать экзамены, проще жить в своем как будто чужом, тихо ноющем ночами от переживания роста теле, проще понимать, о чем так хихикают подружки и понимать запутанную игру взглядов на школьной дискотеке. Ведь все это не было дополнительно приправлено синим светом инаковости, необходимости в лице каждого встреченного угадывать ответ на вопрос "а как вы относитесь к тем, кто". И, помня, что мне легко, я справлялась - и оставляла немного про запас, для сестры. Чтобы всегда быть настороже, чтобы были силы поймать, поддержать, погладить, защитить.

Я помню, мне очень нравилось смотреть на ее тонкие руки, ласкающие огонь свечи во время ночных ритуалов - мягкие, похожие на руки танцовщиц в индийском кино, тени оставляли на них узоры, похожие на мехенди. Я помню, как однажды утром, вставая до зари искать папоротников цвет, она все шуршала и шуршала какими-то пакетами, перерывала шкаф в поисках того самого платья (как будто мир папоротников был в курсе существования дресс-кода), и как хотелось рявкнуть на нее, нарушительницу бесценного утреннего сна, хлопнуть дверью вслед - и как я простила ей все в ту секунду, когда увидела возвращающейся с ночной охоты, ее фарфоровую, нежную кожу, как будто подсвеченную изнутри (уже сильно потом я прочитала в интернете про firefly syndrome), зеленые глаза и улыбку (shine effect, потом пояснила мне википедия).

И ни дня, ни одного дня больше я не жалела о том, что каждый день, каждый час, каждую минуту я жила с оглядкой, сберегая для Юли немного сил. Немного любви.

Так вечерами выставляют на крыльцо мисочку с молоком.

Гораздо страшнее, когда молоко остается нетронутым.
grey_horse
Jun. 20th, 2016 02:34 pm (UTC)
Re: светлячок
По-моему, очень хорошо. Немного напомнило "The Chrysalids" Уиндема.
annalanskaya
Jun. 20th, 2016 03:45 pm (UTC)
Re: светлячок
Спасибо!

Пойду гуглить :)
fridka
Jun. 23rd, 2016 03:56 pm (UTC)
Re: светлячок
Тут же продолжение, продолжение нужно! Ну пожааааалуйста! Волшебница и сильный человек - эта пара может чуть больше, чем все.
murmele
Jun. 20th, 2016 08:33 pm (UTC)
Барабанщик в захудалой рок-группе перед самой репетицией потерял одну барабанную палочку. Но, к счастью, нашел какую-то другую, более-менее подходящую. Это была ОЧЕНЬ странная репетиция...
fridka
Jun. 23rd, 2016 04:14 pm (UTC)
Кстати, есть много вариантов, как про себя проговаривать тот или иной ритм (типа "пивко-пивко-водочка"). А с другой стороны - агрессивные хлесткие жесты... мог и апокалипсис устроить...
m0z9
Jun. 21st, 2016 09:20 pm (UTC)
Магия подобна работе в гугль-очках: часть картинки соответствует реальному миру, часть - накладывается на неё мозгом. Именно поэтому обнаружить мистические феномены с помощью приборов невозможно - попробуйте зафиксировать фантомную надпись, плавающую над зданием в "улучшенной реальности"... Не получится - ведь во внешнем мире этой надписи просто не существует. Тем не менее, она реальна для тех, кто пользуется соответствующим софтом и подключен к единой сети информирования.

Сделаем следующий шаг допущений: с помощью этой виртуальной картинки можно управлять миром. Вероятно, вы видели фантастические фильмы, в которых житель грядущего небрежными движениями раскидывает в пространстве голографические схемы и связи между ними - что немедленно отражается на жизни, скажем, огромного здания. Или космического корабля. Мы до сих пор ждём таких технологий, не догадываясь, что они уже созданы и встроены в наш разум... Вероятно, одновременно с созданием Вселенной.

Попробуйте воспользоваться этой аналогией - и вы поймёте все явления магической веры: жесты (понятие "жест" уже существует в сфере управления гаджетами), заклинания (речевые ключи), выбор срока и места (точки подключения и времени, когда канал открыт), магические языки (программирование). Впрочем, разум человека уже "заточен" под соответствующее управление, поэтому не нужно зацикливаться на деталях - интуиция зачастую способна подсказать больше.

Одной из возможных схем работы с полувиртуальной реальностью является алхимия. Как она действует? Просто помимо вещественных материалов в реальности есть "приварок" в виде смыслов. Там, где горел огонь - остаётся смысл "выжжености", даже если все физические следы стёрты, там, где лежал камень - тяжести, и так далее. С помощью магического манипулятора вы можете собирать эти смыслы и комбинировать их. Алхимики старого времени не дошли до подобного, потому что не сумели отделить в своих теориях химические реакции от операций в виртуальной сфере. Броские "трансмутации" физических соединений, сопровождающиеся паром, горением, плавлением, сменой окрасок - прельстили их и увели в развитие лишь одной половины их древней и уважаемой науки, приставка же "ал-" - потерялась. Так был забыт секрет философского камня и вечной жизни.

Это пилотный набросок, созданный только что. Он нуждается в обширной разработке, но, поскольку багаж опытных данных ещё мал, исследователь пока что ничего не может сказать о диапазонах применимости метода или дать более определённые советы...
fridka
Jun. 23rd, 2016 04:00 pm (UTC)
Шикарно! Это же настоящий учебник магии для чайников! Сразу захотелось попробовать.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

пудель
fridka
Счастливая женщина

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com