?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Говорят, лучший способ успокоить человека – это совершить с ним какие-то повторяющиеся действия. Покачать, как младенца. Или, допустим, просто поводить по кругу. Или спеть ему песенку с повторяющимся припевом.
Я не предлагаю опробовать этот способ на недовольном начальнике, или на жене, узнавшей об измене, я предлагаю поговорить о повторах в сказках.

Помимо того, что повторы успокаивают, они могут:

Давать комический эффект. Когда человек один раз надевает ботинок на голову – это случайность, или стресс («Я на правую руку надела перчатку с левой руки») или задумчивость. А вот если он это делает регулярно, несмотря на советы окружающих так больше не делать – он смешен. Или если герой бездумно повторяет свои действия, в прошлый раз приведшие к успеху, в совершенно другой ситуации. Скажем, когда ему удалось принести в решете яйца – несет в нем же воду.

Показывать, как изменился внутренний мир героя. Если, скажем, ему три раза дают одно и то же испытание – а он находит три разных решения, можно понять, что герой стал уже другим человеком.
Наращивать любую эмоцию. Пример – «Сказка о рыбаке и рыбке» (и все ее народные аналоги). В первый-второй раз требования старухи кажутся вполне законными и логичными, дальше – как-то теряется уверенность в ее адекватности.

Расслабить перед крутым поворотом. Все было так ритмично, так циклично. Мы расслабились, как под стук колес. И вдруг… Ой, мамочки!

Помочь читателю выучить какую-нибудь словоформу. Учить язык по сказкам – полезная вещь. Десять раз встретишь какую-то фразу – выучишь непременно. И на своем родном языке, скажем, ребенок может научиться задавать вопрос, как герой сказки. Кстати, надо будет попробовать запомнить при помощи сказки, например, пароль, или время встречи, или что-то еще, что всегда вылетает из головы.

Делать повествование ритмичным. Удерживать внимание читателя, почти гипнотизировать его. Если вы возьмете любую хорошую книгу – вы сможете разглядеть в ней ритм. Потому что жизнь наша – ритмична: вдох-выдох, утро-вечер, понедельник-пятница, зима-лето.

Какие бывают повторы?
Повторы отдельных слов.
Используются для обозначения долгого действия. «Шел он по дороге» – это минут десять, а вот «Шел он, шел по дороге» - это уже не один час. А можно еще «Шел он мимо берез, шел мимо дубов, мимо кленов шел и мимо сосен шел, шел вдоль реки и шел по мосту, шел чащебами и шел полянами» - тут уже несколько суток прошло.
Повторы фраз
«Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» - помните, думаю. Кстати, оцените красоту структуры: повторяется эта фраза (а дальше – повторяется перечисление персонажей), а внутри фразы – словесный повтор. Не удивительно, что эта сказка так завораживает детей.
Повторы действий
Раз закинул невод, два закинул невод. На третий раз свезло. То есть, превращаем случайное действие в закономерный процесс. Вы же понимаете, что если бы невод в третий раз тоже вышел с фигней – старик бы его закинул в четвертый, пятый и десятый раз. У Колобка почти та же история. Только наоборот – срабатывало, срабатывало, а потом – хоп – система дала сбой.
Повторы ситуаций
Хорошо, допустим, показывать разницу между персонажами. Первый пришел к камню с известной надписью – и сразу побежал жениться, на ходу расстегивая портки, второй – подумал, пошел от коня избавляться, третий пошел помирать, потому как это лучше, чем без коня, но с женой. Или был ленивым – прошел мимо яблоньки, стал работящим (или проголодался) – обтряс ее всю. Разница чувствуется.
Сложные повторы
Например, повторы внутри повторов.
В одной и той же ситуации с одними и теми же словами делаем одни и те же действия. А результат, допустим, внезапно разный.
Неочевидные повторы
Когда и ситуация разная, и действия – а по сути, одно. Пример – сказка «Лиса и дрозд». Лиса каждый раз предлагает дрозду новые задачи, но по сути – «сделай мне хорошо, потому что я сильнее».
Цепочные повторы
Или, совсем умным языком, кумулятивные.
Обожаю этот вид повторов. Просто обожаю. Особенно, в песнях. Но мы сейчас о сказках – так что для пояснения термина приведу примеры: «Дом, который построил Джек», «Репка», «Теремок». Каждый раз какой-то кусок не просто повторяется – а с небольшой добавкой, которая идет уже в следующие повторы. Кроме того, что такая структура (сочетание нового и знакомого) сама по себе прекрасна, она еще дает хороший инструмент для запоминания всего, что только можно (повторить известное, добавив немного нового – известное дает уверенность, поэтому новое «проскальзывает» в память легче.

Задание очевидно – повторы. Чем больше, причудливее и необычнее – тем лучше.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
revliscap
Jun. 29th, 2016 09:19 am (UTC)
Естественно, что человека успокаивают повторы, сознание человека это орган, который постоянно пытается найти в окружающем мире систему, чтобы прогнозировать последствия ситуаций.
Поэтому организм за очередной найденный повтор и закономерность, и новую построенную на этой основе модель окружающей реальности, и награждает человека приятным эндорфином.
Человеку приятно видеть мир цикличным и повторяющимся, это позволяет спокойно уснуть, предсказав будущее. Потому людям так нравятся ритмичная музыка, песни, и стихи - они несут систему бессюжетно, в самой своей форме.

Которое, будущее, однако может оказаться весьма неожиданным, так как всегда может произойти что-то новое, не описанное привычной моделью. Вот к новому и нужно быть готовым, и не спать! Бди!
kachur_donald
Jun. 29th, 2016 12:23 pm (UTC)
жил-был на свете добрый молодец. вот как-то раз сел он верхом на своего ретивого коня и поехал куда глаза глядят в поисках не то доброго дела, не то молодецкой забавы, не то простого человеческого счастья. ехал он долго ли, коротко - глядь, на перекрёстке дорог камень, на камне - надпись: налево пойти - коня потерять, направо пойти - женатому быть, прямо пойти - голову сложить. выбрал добрый молодец правую дорогу, ехал по ней долго ли, коротко - глядь, на перекрёстке дорог камень, на камне - надпись: налево пойти - коня потерять, направо пойти - женатому быть, прямо пойти - голову сложить. выбрал добрый молодец на этот раз левую дорогу, ехал по ней долго ли, коротко - глядь, на перекрёстке дорог камень, на камне - надпись: налево пойти - коня потерять, направо пойти - женатому быть, прямо пойти - голову сложить. выбрал добрый молодец для разнообразия прямоезжую дорогу, ехал по ней долго ли, коротко - глядь, на перекрёстке дорог камень, на камне - надпись: налево пойти - коня потерять, направо пойти - женатому быть, прямо пойти - голову сложить... "ЛАБИРИНТ!" - догадался добрый молодец.
annalanskaya
Jun. 30th, 2016 12:31 pm (UTC)
Как там в лесу? В лесу на поляне сидит дед на баяне, баян сам играет а дед припевает. О чем песню поет? Да о том, как в лесцу на поляне сидит дед на баяне..

(это, конечно, уже докучная сказка, немного отдельный жанр)

Edited at 2016-06-30 12:31 pm (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

пудель
fridka
Счастливая женщина

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com