Мне кажется, мы именно такие, как мы есть - в том числе, благодаря набору книг, которые мы читали. И мир, в котором нет какого-то определенного литературного произведения - это немного другой мир. Во-первых, должно было появиться что-то в этой нише. И любителя делать выводы из окружающего мира назовут не "Холмсом", но, скажем, каким-нибудь "Пуарро" или "Вульфом" или вообще неизвестным в нашем мире Васей Пупкиным.
Во-вторых, не скажу, что вот прямо "прочитал человек книжку - стал изобретателем", но в каких-то открытиях нашего мира (или хотя бы в направлениях этих открытий) косвенно виновны именно книги. Ну, типа, человек в детстве прочел про Холмса, стал интересоваться мышлением, вырос в нейрохирурга. Или наоборот - подумал, как бы изменить мир, чтобы все так могли - и вырос в нефигового компьютерщика. Или прочел про пальцы машинистки - и решил изменить клавиатуру так, чтобы пальцы не страдали... В общем, как-то так.
К тому же, серия про Холмса - это не просто цикл романов. Это круг идей (можно не знать элементарных вещей, если они тебе не нужны, или там можно по волоску восстановить животное, привет Кювье, или там иногда преступника можно простить), плюс куча "ответвлений", произведений, созданных людьми, Холмса читавшими - от "Луна жестко стелит" Хайнлайна до компьютера "Уотсон", играющего в Джепорди. Неужели, мир без Холмса изменился бы столь незначительно, что мы бы этого не заметили?
Вот в этой серии мы, допустим, выяснили, что Шекспир в мире "Шерлока" есть. Простите за жуткий спойлер, кошмарно мешающий смотреть.
Ну, просто это же естественно - повредившийся умом англичанин должен изображать сцены из Шекспира. Ну, как допившийся до горячки русский будет ловить белочку, а не, допустим, попугайчика.
И вот всегда мне было интересно, может ли существовать Шерлок Холмс в мире, где есть Шерлок Холмс.
Про современность мне такой роман пока не встретился (если знаете - подскажите, если не существует - надо будет написать), а вот про "Шерлока Холмса во времена Шерлока Холмса, но при этом с Шерлоком Холмсом и Конан Дойлем" - в прошлом году мне прочесть довелось.
То есть, реально: роман, где действует Шерлок Холмс (Уотсон - не действует), но где существует Артур Конан Дойль (а заодно, допустим, Сэмюэль Клеменс). И у бедного Холмса даже возникает некоторая паранойя - он сомневается, человек ли он, или всего лишь герой романа, чья-то выдумка.
В общем, встречайте: Дэн Симмонс, "Пятое сердце".
В романе, кажется, автор стремился перечислить всех людей того времени, о которых слышал. И, заодно, все события, о которых читал. Очень масштабно: множество персонажей (почти все - исторические), действие происходит на двух континентах, а также на пароходе между ними.
Но как-то, честно говоря, сказать, что я пришла в восторг - не могу. Все линии немного недоделанные. Похоже на описанную в романе Ярмарку - по виду издалека, конечно, мрамор, но по сути - белая краска и фанера. Даже вопрос о том, человек ли Холмс, или плод воображения (непонятно чей - Уотсона или Конан Дойла) - остался, практически, открытым.
Вот что меня злит в современных Холмсах (и в "Шерлоке", и в "Элементарно") - полное отсутствие Холмсов в современном мире. Во-вторых, не скажу, что вот прямо "прочитал человек книжку - стал изобретателем", но в каких-то открытиях нашего мира (или хотя бы в направлениях этих открытий) косвенно виновны именно книги. Ну, типа, человек в детстве прочел про Холмса, стал интересоваться мышлением, вырос в нейрохирурга. Или наоборот - подумал, как бы изменить мир, чтобы все так могли - и вырос в нефигового компьютерщика. Или прочел про пальцы машинистки - и решил изменить клавиатуру так, чтобы пальцы не страдали... В общем, как-то так.
К тому же, серия про Холмса - это не просто цикл романов. Это круг идей (можно не знать элементарных вещей, если они тебе не нужны, или там можно по волоску восстановить животное, привет Кювье, или там иногда преступника можно простить), плюс куча "ответвлений", произведений, созданных людьми, Холмса читавшими - от "Луна жестко стелит" Хайнлайна до компьютера "Уотсон", играющего в Джепорди. Неужели, мир без Холмса изменился бы столь незначительно, что мы бы этого не заметили?
Вот в этой серии мы, допустим, выяснили, что Шекспир в мире "Шерлока" есть. Простите за жуткий спойлер, кошмарно мешающий смотреть.
Ну, просто это же естественно - повредившийся умом англичанин должен изображать сцены из Шекспира. Ну, как допившийся до горячки русский будет ловить белочку, а не, допустим, попугайчика.
И вот всегда мне было интересно, может ли существовать Шерлок Холмс в мире, где есть Шерлок Холмс.
Про современность мне такой роман пока не встретился (если знаете - подскажите, если не существует - надо будет написать), а вот про "Шерлока Холмса во времена Шерлока Холмса, но при этом с Шерлоком Холмсом и Конан Дойлем" - в прошлом году мне прочесть довелось.
То есть, реально: роман, где действует Шерлок Холмс (Уотсон - не действует), но где существует Артур Конан Дойль (а заодно, допустим, Сэмюэль Клеменс). И у бедного Холмса даже возникает некоторая паранойя - он сомневается, человек ли он, или всего лишь герой романа, чья-то выдумка.
В общем, встречайте: Дэн Симмонс, "Пятое сердце".
В романе, кажется, автор стремился перечислить всех людей того времени, о которых слышал. И, заодно, все события, о которых читал. Очень масштабно: множество персонажей (почти все - исторические), действие происходит на двух континентах, а также на пароходе между ними.
Но как-то, честно говоря, сказать, что я пришла в восторг - не могу. Все линии немного недоделанные. Похоже на описанную в романе Ярмарку - по виду издалека, конечно, мрамор, но по сути - белая краска и фанера. Даже вопрос о том, человек ли Холмс, или плод воображения (непонятно чей - Уотсона или Конан Дойла) - остался, практически, открытым.
Comments
Что же касается заявленной проблематики в целом, то мама когда-то озадачила меня вопросом, как может существовать Анна Каренина (ну, по крайней мере Левин) в мире, где нет графа Льва Толстого. Какого хрена чувак плагиатом занимается?!
А вот в мире позднего Герберта Уэллса есть Герберт Уэллс, прикинь?
- Итак, Ватсон! Перед нами - классическая кража в запертой комнате. Окна забиты. Кабинет на третьем этаже. Никто не входил и не выходил. В комнате во время пропажи находилась только графиня. Кстати, как она?
- Подозреваю сильное нервной потрясение, - кратко ответил я.
- Чувствую, в ближайшие сутки мы от нее ничего не услышим, - заметил Холмс. - Кроме "Ах, сэр, это было ужасно!"
- Как только репортеры пронюхают о краже семейной реликвии, это станет еще ужаснее. Я заметил парочку щелкоперов у входа.
- Положитесь на дворецкого. Дживс раньше работал вышибалой в "Старом Томе".
- Вы знакомы с ним, сэр? - удивилась горничная.
- Это знаменитый дедуктивный метод, - пояснил я. - Какая-нибудь татуировка...
- Отнюдь, Ватсон! Его кулак чуть не пробил мой череп, когда я притворялся пьяным, собирая информацию о краже в Лондонском музее искусств.
"Боюсь, эту кражу будет раскрыть гораздо труднее," - подумал я, поднимаясь по массивной лестнице. - "Исчез подарок русского монарха прапрабабушке графини. Жемчужина коллекции Фаберже. Даже дар Холмса здесь бессилен!"
http://kosenko-danila.livejournal.com/83762.html