?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Счастлив тот человек, который может выразить свое творческое начало. Но что поделать, если высшие силы, посылая человеку вдохновение, не дают в комплекте таланта к его реализации? Почему дальтоники видят прекрасные картины, которые не могут зарисовать, дизлексики сочиняют великолепные романы, которые им не дано записать, а люди, лишенные музыкального слуха, слышат в голове чарующие мелодии?
Этим вопросом еще в детстве задался будущий ученый-нейрофизиолог Виктор Пек, слушая, как отец неумело поет в ванной.
Где-то в голове, рассуждал мальчик, непременно хранятся волшебные образы, которые не могут передать руки и язык. И какое счастье было бы для всего человечества, если бы ученые смогли найти способ сделать эти образы достоянием людей.
Эта мысль преследовала его все годы учебы - в Итоне и на медицинском курсе Кэмбриджа.
Главным выводом, который сделал юный Виктор в процессе обучения, было то, что наука пока слишком слаба, чтобы решить данную задачу. Возможно, потребуются десятилетия, а то и столетия, чтобы решить эту проблему.
Но Виктора не смущали трудности. Сначала он решил подойти к проблеме с фармакологической точки зрения. Возможно, люди не могут адекватно воспроизвести пришедшие им в голову образы потому, что они слишком слабы и невнятны? И Виктор создал препарат для усиления этих самых образов.
И, надо сказать, препарат имел определенный успех. Но совершенно не в той области, о которой думал Виктор. Разочаровавшись в нем, он продал все свои исследования некому Хоффману из Швейцарии, который продолжил его дело - но Виктор во многих статьях открещивался от своего детища.
Пек не сложил руки. Он изучал работы по физиологии мозга, ставил многочисленные эксперименты. Теперь его волновал вопрос, почему вообще одни стихи и мелодии вызывают в нас душевный отклик, а другие - нет. Он уже был на пороге открытия, когда случилась война. Бомбежки Лондона не способствовали научной работе - и Виктор, не любивший компромиссов, ушел на фронт.
Сослуживцы по полевому госпиталю подшучивали над доктором, который в перерывах между операциями что-то писал на бумажке, сверяясь с немецкими словарями, которые прихватил с собой в узле из наволочки. Судя по расстроенному лицу Виктора, у него ничего не получалось (в области литературы, в хирургии он был асом).
Как-то в распоряжение госпиталя попал пленный немецкий солдат, который во время мытья полов и колки дров постоянно напевал какую-то нехитрую мелодию. Пек, когда была возможность, стоял рядом - и слушал. Потом записал мелодию и слова - и долго сидел над ними.
В какую-то из бессонных ночей он воскликнул: "Ведь все же так просто!". После чего принялся черкать на бумажке с нотами и текстом песенки. После чего составил письмо своему бывшему учителю, а ныне занимавшему видный пост в МИ6 человеку, имя которого до сих пор держится в секрете. Назовем его условно М.Х.
М.Х. восхитила идея Пека. И уже через месяц по всем возможным каналам звучала песенка "Солдат на посту". Слова и музыка были написаны еще во время Первой Мировой, но благодаря малозаметным изменениям, внесенным Виктором, она стала новым видом биологического оружия. Песня стала столь заразительной, что немецкие войска маршировали в ее ритме. Все происходило в ритме "Солдата на посту": выстрелы приходились на сильные доли, затишья по времени были кратны куплету... Казалось, все сердца немцев бьются в такт этой песенке.
Что, разумеется, дало армиям союзников возможность предугадывать действия немцев. То, что победа была не одержана в первые же недели после появления песни, объясняется только тем, что Виктор ненавидел Сталина не меньше, чем Гитлера - а потому одним из условий его работы было не раскрывать секрет песни Советскому Союзу.
Советские войска узнали секрет "Солдата на посту" намного позже, когда один из призванных на фронт композиторов поразился ритмичности действий противника, а записав действия противника нотами, получил ту самую мелодию. Впервые "мелодический метод" был опробован под Сталинградом.
Вернувшись после войны в Лондон, Виктор Пек обнаружил, что его лаборатория и дом сравняли с землей немецкие бомбардировки. Поэтому он обосновался в Ливерпуле - городе, где, по семейной легенде, когда-то жили его предки.
Пораженный успехом "Солдата на посту" (впоследствии скромный Пек писал, что успех был во многом случайным - он действовал больше по наитию, чем опираясь на собственные исследования), он полностью посвятил себя исследованию влияния музыки на состояние человека.
В середине пятидесятых Виктор перешел от теории к практике. Будучи приглашен на небольшую частную вечеринку, он обратил внимание на группу "The Quarrymen", которая развлекала публику за еду. Репертуар группы был обычен для таких коллективов - модные рок-н-роллы с американских пластинок.
Виктор предложил им, скажем так, редакторские услуги. Участник группы, мистер Вон, вспоминает, что Пек предложил музыкантам подписать контракт, который сводился примерно к следующему:
1. Группа играет только свои песни
2. Любая песня, которую собирается играть группа, должна быть предоставлена Виктору Пеку на ознакомление и редактирование.
3. Группа заранее согласна с любыми изменениями, внесенными в тексты и музыку песен.
4. Виктор Пек имеет право присутствовать на любых концертах группы, чтобы наблюдать реакцию публики.
Казалось бы, музыкантам не имело смысла принимать "столь лестное предложение". Однако, мистер Вон рассказал о предшествовавшем споре.
Лидер группы, Джон, был влюблен в свою соседку, симпатичную Трейси. Но она была к нему холодна. Виктор Пек, наблюдая из окна дома их отношения, предложил Джону следующее: Джон пишет песню - любую, какая придет в голову - а Виктор ее немного исправляет. Если после исполнения этой песни Трейси не проявит интереса к Джону, Виктор будет пожизненно полностью обеспечивать Джона деньгами и музыкальными инструментами.
Как вы понимаете, Виктор спор выбрал - Трейси сбежала в объятия Джона где-то в середине второго куплета, а к третьему рассталась с девичеством.
Поэтому Джон с удовольствием принял предложение Виктора.
Дальнейшее вам, думаю, рассказывать не надо. Виктор, как всегда, не афишировал свое участие - называя его просто "небольшой помощью старого друга".
Впрочем, работа с текстами и музыкой группы не стала единственной деятельностью Виктора. Он продолжал свои исследования. На тот момент они приняли более прикладной характер. Например, он создавал музыку для магазинов - вызывающую недовольство собой и желание как можно скорее повысить свой социальный статус. Под действием этого импульса, люди совершали дорогие и, порой, бессмысленные покупки. Была им также создана серия мелодий для аэропорта - снижающих нервозность, что привело к снижению количества людей, жалующихся на аэрофобию. К Виктору поступали тысячи заказов на музыку, вызывающую те или иные эмоции.
В общем-то, коммерческий успех Виктора его и погубил.
Выполняя заказ для спортивного клуба, Виктор написал музыку, вызывающую недовольство своим внешним видом. Каждую мелодию он испытывал на себе - а потому, прослушав полученный шедевр, тут же отправился в парикмахерскую, рядом с которой располагался его любимый паб, зашел после стрижки выпить пару стаканчиков, встретил старого друга, вернулся домой изрядно навеселе и тут же уснул, даже не раздевшись.
Всю ночь новая мелодия звучала, повторяясь снова и снова. Проснувшись, Виктор осознал всю глубину своего несовершенства - и покончил жизнь самоубийством.
12 сентября 1969-го года не стало великого ученого и неизвестного, но широко исполняемого композитора.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
wieder_falsch
Mar. 3rd, 2017 02:38 pm (UTC)
Повёлся ведь... А до которого абзаца включительно, - нет, не скажу, смеяться будете.
fridka
Mar. 3rd, 2017 02:53 pm (UTC)
Ну скажите в дискуссия! Я смеяться не буду, мне любопытно, где стало неубедительно.
fridka
Mar. 3rd, 2017 02:53 pm (UTC)
В личку. Т9- зло
opossum
Mar. 3rd, 2017 05:28 pm (UTC)
Прости зануду
1. Автозамена (ли?) вообще зло, что подтверждает фраза "спор выбрал" :-)

2. И не очень понятно - в отличие от остальных двух примеров - как дальтонизм коррелирует с неумением рисовать.
fridka
Mar. 3rd, 2017 08:46 pm (UTC)
Спасибо. Дойду до компа - исправлю и то и другое.
wieder_falsch
Mar. 3rd, 2017 04:54 pm (UTC)
1. Неубедительно не стало нигде. Жгли вы уверенно.
2. Я должен был остановиться хотя бы на упоминании М. Х. Нет, подача ни при чём, только факты.
3. Но снял шляпу заржал только добравшись до Советского Союза.
И не только потому, что быстро читаю. Тут другое. До последней точки я ещё надеялся, что это как-нибудь всё-таки быль, просто неточно пересказанная и оттого кажущаяся уткой. Представляете, надеялся:). Продолжал, старался. Хотя понимал, ахаха!

Теперь смейтесь. Волшебная сила искусства (с).
fridka
Mar. 3rd, 2017 08:45 pm (UTC)
Ну люблю я МХ даже больше, чем его брата.
Не смеюсь, но краснею, ибо польщена до крайности.
murmele
Mar. 3rd, 2017 08:26 pm (UTC)
Гуглила, кто умер 12 сентября 69-го, не нашла. Я тупайя.
fridka
Mar. 3rd, 2017 08:44 pm (UTC)
Виктор Пек
rallex
Mar. 3rd, 2017 11:00 pm (UTC)
Нормик, оставила след в истории )
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

пудель
fridka
Счастливая женщина

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com