?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как живет телеигра

Все телеигры (в широком смысле - то есть, любые телепрограммы, где есть несколько участников из числа телезрителей, которые в чем-то между собой соревнуются) делятся на два типа. Назовем их "узкими" и "широкими".
Задача любого такого шоу по отношению к участниками понятна - дать им показать себя. "Узкие" (самый характерный пример - "Своя игра") дают человеку проявить себя ровно с одной стороны. Например, продемонстрировать эрудицию. Или красоту. Или удачливость. Или умение петь. Или некоторую спортивную подготовку. При этом, все остальные области оказываются "неохваченными" - из "узкой" передачи мы не узнаем, что у участника восемь детей, или умненькая собачка, или что он, помимо того, что поет - еще и коллекционирует кактусы. Важно соревнование, и ничего кроме него. У таких игр существуют очень четкие правила - и выиграть просто потому, что ты миленький, довольно трудно.

В "широкой" же передаче (пример - "Поле чудес") соревнование - дело десятое. Главное - показать какую-то свою "фишку", отличающую тебя от других. Спеть, надеть костюм космонавта, привести с собой собачку, ребенка, бабушку, подарить подарок. В общем - вызвать какую-то эмоцию. Какую - не важно. Смех, жалость, омерзение - все хорошо, все в строку. Ну, разве что, не дадут обгадиться перед камерой - потому что возрастной ценз, плюс надо будет прерывать съемку на уборку. Обычно, в таких играх выигрыш не то чтобы напрямую зависит от произвола ведущего, но правила менее четкие. Кстати, "широкими" автоматически становятся все шоу, где люди выступают в разных жанрах - сравнить спетую песню и сколоченную табуретку довольно сложно.

А так как телезритель хочет эмоций - большинство игровых телешоу либо сразу заявляются как "широкие", либо плавно переходят из "узких" в "широкие". Я еще застала те времена, когда легендарный "Звездный час" был "узким" - и можно было выиграть, не станцевав, не рассказав, что у тебя двадцать братиков, не подарив ведущему самосшитого медведя и так далее. Но тут все понятно - выступают дети, а значит, родители хотят похвастаться всем, что в детей вложили. Так что тут сам бог велел.

Что же происходит со "взрослыми" шоу, когда они "расширяются"?
Средств вызывать яркие эмоции у людей не так много. Если вы можете вызвать эмоции у незнакомых незаинтересованных людей просто словом, жестом, песней - думаю, вы уже собираете стадионы. Если нет - вариантов остается немного:
1. Секс.
Формат телевидения очень ограничивает. Иначе бы самым простым решением было бы играть голым. Так что приходится, если выбрана эта эмоция, пользоваться одеждой на грани фола, жестами и голосом.
2. Умиление.
Дети и домашние животные. Сначала просто присутствуют на фоне, потом становятся полноценными участниками. Главное правило умиления - "маленький, трогательный, но почти как (взрослый) человек". На собачку надеваем жилетку и штаны, на ребенка - галстук. Кошечка кушает ножом и вилкой, ребенок поет "недетскую песню". Ну и так далее. Все роняют слезки - потому что так мило...
3. Жалость
Не сочувствие. Надеюсь, разницу понимаете. Сочувствие - слишком сложная эмоция, подразумевающая желание войти в ситуацию, жалость - отстраненная.
Люди в сложной ситуации ("Я мать десяти детей, только что развелась с мужем, потому что он запил после пожара, живу с детьми и мамой в маминой однушке"), либо инвалидность. Ну уж простите. Еще глубокая старость.
4. Смех
Это трудно. Как правило, для облегчения идет в паре со стыдом. "Я полный дурак, радуйся, что ты не такой". Что-то очень нелепое, например, вышедшее петь, не имея никаких для этого данных и умений, но очень уверенное в себе.

В общем-то, остальные эмоции довольно трудны для восприятия через экран. Можно еще влиять не на зрителя, а на судей (ведущего). Например:
1. Придумать "великую цель участия" - "Если я получу приз, я его отдам на приют для бездомных собачек"
2. Вывести выступление "на государственный уровень" (как в той байке про безбилетников, спевших гимн Советского Союза - и предложивших оштрафовать их, если песня не понравится).
3. Подарить подарок (если раньше им не дарили), сказать, как любишь, и так далее. Иногда даже прокатывает, хотя быстро оказывается общим местом.

Сильные стороны "широких" шоу оборачиваются их же слабостями. А именно:
1. "Гонкой вооружений". Кто-то пришел с фотографией котика - через несколько месяцев уже человек без экзотической твари на руках воспринимается странно.
2. Трудным положением ведущего (судей). Попробуй выбрать между маленьким ребенком, инвалидом и голодающей матерью-героиней. В любом случае - ты сволочь.
3. Снижением интереса. Любая картинка приедается, перестает вызывать эмоцию. Один дурачок, не знающий букв, но играющий в "Поле Чудес" - смешно, три - уже нет. Один ребенок - трогательно, все участники с детьми - вокзал.
4. Исчезновение бонусов для победителя. То есть, вместо "пяти минут славы" - "пять минут жалости" или "пять минут умиления (не тобой, а твоей кошкой)". Соответственно, говорить: "Я победил на шоу "Круче всех спевший" - в начале почетно, а потом означает только "у меня была самая милая обезьянка". То есть, никаких "перспектив" типа "меня заметили и дали роль", или хотя бы пригласили на выступать на корпорат. А потому - постепенно на участие в программе начинают претендовать только и исключительно те, кто вызывает эмоции. Причем отнюдь не восхищение.

Это все, конечно, печально - но это данность. И да, есть много редакторов, которые пытаются сдержать рамки программы - и прямо-таки кричат "никаких детей и животных в студии!".

Profile

пудель
fridka
Счастливая женщина

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com